храмы
я видел!
Здесь речь пойдет о духовном наследии нашего края.

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, Церковь Вознесения Господняв селе Большое Руново, Богородицерождественский храм в селе Вихорна, Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Алешково, Никитский монастырь в Кашире, Троицкая церковь в Озёрах, Знаменский храм в селе Старая Кашира, Преображенский храм села Стародуб

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь
Расположен в городском округе Ступино на левом берегу реки Оки, напротив города Каширы. В давние времена, вспоминая этот монастырь, люди говорили, что стоит он «на белых песках», таким нашим предкам виделось это место.


Основание монастыря
До сих пор доподлинно неизвестно кто и когда основал монастырь. По одной версии, его основание и строительство в конце XIV в. связывают с именами русских святых: великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского и Сергия Радонежского. По другой, монастырь основал в слободе Белопесоцкой в конце XV в. игумен Владимир, со временем он стал почитаться как местночтимый святой.
Первое упоминание о монастыре
Впервые этот (тогда мужской) монастырь официально упоминается в солидном письменном источнике в 1498 г. — в грамоте свергнутого казанского «царя» Магмет-Аминя, которому великий Московский князь Иван III, прозванный Великим, дал в удел Каширу. По этой же грамоте монастырю были дарованы лесные и земельные угодья.
Оборонительный рубеж
В давние века монастырь, по сути, был ответственной пограничной крепостью на южных рубежах Московской Руси, не давал врагам подобраться к Кашире. Больше всего монастырь страдал от почти ежегодных набегов крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его, но всегда быстро восстанавливался и отстраивался.
Монастырь преображается
Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. Неудивительно, что уже в 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. (в период правления первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича) на стенах монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей.
Ослабление влияния
В конце XVII в.в связи с расширением границ России монастырь потерял прежнее значение как важный оборонительный объект, с 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, а в 1700 г. его по указу молодого царя Петра I Романова приписали к Троицкому монастырю.
Обретение самостоятельности
Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь стал, самостоятельным, но числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.
Октябрьская революция
После октябрьских событий 1917 г. в монастыре начались трудности. Его закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.
Монастырь в советские годы
В 20-е годы прошлого столетия здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику.
Монастырь в советские годы
В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Некоторое время в монастыре находился даже пионерский лагерь.
Великая Отечественная война
В 1941 г. бывший монастырский комплекс стал важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».
Интересный факт
В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых именно здесь и отброшенных от Москвы.
Послевоенные годы
Часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.
Возрождение монастыря
Реставрационные работы начались после широкого празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 г. В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился, теперь это женская обитель. В 1994 г. здесь было всего 10 насельниц, затем число насельниц и монахинь стало расти. Этот монастырь имеет свое подворье в Ступинском районе в селе Голочелово, где действует Троицкий храм.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Церковь Вознесения Господня. Село Большое Руново
Кирпичная одиннадцатиглавая четырехпрестольная церковь в русском стиле, с богатым декоративным убранством, построенная в 1903-1906 на месте сгоревшей в 1902 деревянной церкви постройки 1746.

Название храма
Холодная церковь — во имя Вознесения Господня, отсюда и название всему храму — Вознесенский. Теплая — во имя Святителя и Чудотворца Николая, При храме была колокольня и вокруг — ограда на кирпичном фундаменте.
Дата образования
Точная дата образования прихода Вознесенской церкви в селе Руново неизвестна. Некоторыми краеведами упоминается строительство первой деревянной церкви в 1710 году. В 1-й половине ХVIII века — в 1744 г., или, согласно документам Государственного архива Тульской области, деревянный храм был здесь построен в 1746 г.
Церковь в XIX веке
В конце XIX века церковный притч состоял из двух священников и псаломщика. Они жили в собственных домах на усадебной земле. С 1870 г. в церкви имелись копии с метрических книг. А с 1902 г. исповедные росписи. В 1891 году при церкви прихожане устроили библиотеку. Со 2 ноября 1897 года открыто церковно-приходское попечительство.
Пожар
Утром 26 апреля 1902 года (по старому стилю) раздался набатный звон. Пожар начался в 11 часов «от неизвестной причины». Огонь так быстро распространился по всему храму, что спасти что-либо из церковной утвари и богослужебных вещей не удалось. Уничтожены святой антиминс, иконы, сосуды, ризница, библиотека. Расплавились даже колокола. Храм сгорел дотла за два часа.
Решение о восстановлении храма
Вечером крестьяне села Руново и сельца Малое Руново, устроили собрание, где решили «ежегодно жертвовать от своих скудных средств на построение нового каменного храма по одному рублю с души, что составит 346 руб.». Крестьяне также взяли на себя обязательство по оказании посильной физической помощи в привозке кирпича, леса, камня.
Начало строительства
В мае 1902 года из членов причта и прихожан церкви Вознесения в с.Руново был создан строительный комитет. Все технические работы возглавил автор проекта тульский губернский инженер Эварист Сковронский. По его инициативе для ускорения работ построен кирпичный завод с тремя сараями для выделки и высушивания кирпича сырца и двумя печами для обжига.
Завершение строительства
В августе 1906 года новый каменный храм был готов. 18 и 19 декабря 1906 года (по старому стилю) в торжественной обстановке состоялось освящение храма. По просьбе его попечителя — С.Т. Ильичева, помимо приделов также был устроен придел во имя Преподобного Серафима Саровского.
Советское время
В 1930 году церковь была закрыта. Уничтожено внутреннее убранство, сброшены главки с крестами, разобран верх колокольни, сброшены все колокола, выломан алтарь, снесена ограда. Территория возле храма была превращена в хозяйственный колхозный двор, а в самом храме устроена зерносушилка. Впоследствии его и вовсе забросили.
Новое время
В 1992 году руины церкви вернули верующим. Первым настоятелем храма был священник Георгий Кликин, при котором в храме возобновились регулярные богослужения. Службы проводились в отгороженном от основной части здания церкви притворе. Восстановлением храма занялся фонд «Каширский родник».
Возрождение храма
Была произведена вычинка кирпичной кладки, устроена кровля, деревянные оконные заполнения, установлены купола и кресты над четвериком и колокольней храма. В августе 2011 года Вознесенскую церковь посетил управляющий Московской Епархией Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С июня 2015 года в храме проводятся регулярные Богослужения.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Богородицерождественский храм в селе Вихорна
Самое ранее документальное упоминание о селе Вихорна на речке Вихоренке, мы имеем в духовной грамоте от 1401-1402 г.г. – это было духовное завещание князя Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы, стоявшего плечом к плечу со славным Боброком-Волынским.

Дорога к храму
От Каширского шоссе к селу Вихорна ведёт малоприметная дорога...
Проехав полями вдоль берёзовых рощиц, уже издали можно увидеть возвышающуюся над селом колокольню храма. Церковь стоит у края села, при въезде в него, на берегу огромного и очень красивого пруда. Здесь же, в середине XIX-го века стояла деревянная церковь которая впоследствии разобрана.
История строительства церкви
Во второй половине 1860-х годов строительство каменного храма было завершено. Главный придел был освящен во имя Рождества Богородицы, два других во имя Владимирской иконы Божьей Материи и Святителя Николая Чудотворца.
В 1909 году усердием церковного старосты М.Никифорова храм был капитально отремонтирован – освежили фасад, подновили фрески, покрыли железом крышу.


Советское время
Как и многие другие, храм был закрыт, разграблен и осквернён. Пятиглавие было разрушено. В таком обезображенном виде он простоял до начала 70-х годов XX-го века, затем, вследствие поджога своды храма обрушились.
Последний священник
Последним священником здесь был отец Феодор Бобков, расстрелянный на Бутовском полигоне 17 февраля 1938 г. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. отец Феодор прославлен как священномученик. В настоящее время в церкви восстановлена колокольня с куполом и крестом.
Монашка
Долгое время в селе Вихорна в крошечной избушке проживала монахиня, прислуживавшая в храме. Когда храм закрыли и начали грабить, она спрятала на чердаке своей избушки огромное храмовое Распятие, выносной Крест для Крестных ходов, несколько хоругвей и икон и ещё – драгоценную святыню храма – серебряное напрестольное Распятие.
Потеря реликвий
После смерти этой отважной женщины, имя которой неизвестно (в начале 70-х гг.XX в.) домик и всё, что в нём находилось, по причине отсутствия родственников, досталось людям весьма далёким от благочестия... Вследствие чего, все эти Святыни бесследно исчезли.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Алешково
Кирпичную церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Алёшково помещица П.А. Новикова начала строить в 1813 г. и закончила в 1819 г. По тем временам пять лет на строительство церкви было нормальным сроком, ведь строили на века. Церковь является объектом культурного наследия федерального значения. В советское время здание значительно пострадало, с 1990-х гг. восстанавливается.
Описание церкви
Храм с двумя равновеликими приделами имеет с запада апсидальные выступы, соответствующие восточным алтарным полукружиям. Композиция симметрична относительно продольной и поперечной осей. Основной объем завершен массивным световым барабаном с куполом. Храм соединен с колокольней крытым переходом.
История создания церкви
Храм построили в 1819 году взамен разобранной Николаевской церкви, находившейся в соседнем селе Обухово. В 1834 году в приходе Успенской церкви значился 81 двор. В 1846 году приход состоял из 99 дворов, где проживало 398 лиц мужского пола и 480 лиц женского.
Жизнь прихода
Приход был весьма беден, но получал помощь от местной помещицы Прасковьи Ивановны Новиковой. Она сразу после освящения храма в 1819 году положила в банк 6000 руб., а процент от вкладов в кол-ве 300 руб. в год был направлен на вспомоществование притча церкви.В приходе Успенской церкви кроме с. Алешково состояли села Реброво и Обухово, и деревни Речицы и Хохлово.
Тайна Алёшковской церкви
Жители села Алёшково знают о том, что их Успенская церковь построена «не по правилам». Центральная её ось симметрии от классического востока развёрнута к северу аж на 48 – 50 градусов! Т.е. церковь скорее «смотрит» на север, нежели на восток! Причём колокольня и притвор (трапезная) развёрнуты от востока к северу 45 – 50 градусов, а храмовая часть и алтарь на 25 – 30 градусов.
Традиции строительства храмов
В древности была традиция: накануне престольного праздника строители приходили на место будущего храма, разравнивали площадку и ждали рассвет. Как только солнце появлялось над линией горизонта — от этой точки натягивали на колышках шнур — получившаяся таким образом линия становилась центром симметрии будущего храма.
Первая версия
Возможно, церковь проектировалась и строилась не вся сразу, а поэтапно. Сначала был построен сам храм с алтарём, а впоследствии к нему подстроили притвор и колокольню, сместив колокольню и притвор по неясным причинам, к северу. Или же все эти изменения были внесены сравнительно недавно, в последние годы, в процессе восстановления храма.
Вторая версия
Существует версия, что православный храм сориентирован на восход Солнца после Купальской ночи! (т.е. посвящён славянскому празднику Купало!) Так ли это? Доподлинно неизвестно.
Версия краеведа Сергея Рогова
Помещица П.А. Новикова в 1813 при закладке фундамента новой, кирпичной церкви, могла приказать сориентировать алтарь на САМЫЙ РАННИЙ восход солнца в году, т.е. на летнее солнцестояние 22 июня. В принципе, церковные каноны в этом случае соблюдены — алтарь смотрит на восход солнца. А у богатых — свои причуды. Может 22 июня был днём рождения помещицы, её близких, родственников.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Никитский монастырь в Кашире
Никитский монастырь в Кашире имел недолгую, но богатую историю. В середине XIX века старцы Белопесоцкого монастыря, глядя на высокий противоположный берег Оки, говорили: «Это гора Преображения, на которой воссияет великий свет! 500 человек будут славить Бога!»
Кладбищенская церковь
С конца XVII в. на окраине Каширы находилась деревянная кладбищенская церковь во имя святого великомученика Никиты. В 1815 г. небогатый местный купец Федор Иеремиевич Руднев решил построить каменную церковь, при которой поселились несколько бедных старушек. В эту богадельню в 1843 г. прибыла монахиня Фомаида – инокиня знаменитой Горицкой обители
Открытие женской общины
Вскоре тульский архиерей благословил мать Фомаиду на открытие женской общины в Кашире. Община жила в тяжёлых материальных условиях, но в истинном духовном подвижничестве.На обитель жертвовали представители царской семьи, а духовниками общины были иноки Белопесоцкого монастыря и Оптиной пустыни.
Матушка Макария
В 1862 г. настоятельницей Никитской общины стала монахиня Белевского монастыря Макария (Сомова).Число сестёр постоянно увеличивалось, вокруг Никитской церкви было построено семь каменных и четыре деревянных корпуса, возведена каменная ограда.8 июля 1884 г. Никитская Каширская община преобразовалась в монастырь, а настоятельница возведена в сан игумении.
Преображенский собор
При следующей настоятельнице игумении Тихоне (Ладыженской) в 1889 г. было начато строительство Преображенского собора по проекту архитектора В. О. Грудзина в «русско-византийском» стиле. От Серафимо-Дивеевского монастыря в дар собору была прислана икона Божией Матери «Умиление».
Гражданское служение
Молодая Каширская обитель содержала больницу, богадельню, школу, где учились 120 девочек.Монастырь сотрудничал с Красным Крестом и Православным миссионерским братством. Посильную помощь от небогатой обители получали русские воины, раненные в войне с Турцией в 1877 – 78 гг. В деле помощи раненым обитель сотрудничала с великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Монастырь в XX веке
В 1912 г. обитель отмечала свой 50-летний юбилей, а после 1917 г. на большей части её территории расположилась чулочно-носочная фабрика, которая работала здесь почти до начала двухтысячных. Руины Спасо-Преображенского собора почти столетие простояли, чернея на высоком берегу Оки. Только в 90-х годах он был передан верующим.
Возрождение
Трудами священника Валерия Сосковца была проведена большая работа по реставрации наружного облика храма. Никитский храм пытались продать с аукциона как производственное помещение, но в 2008 году трудами благочинного Каширского округа протоиерея Виталия Коценко и усилиями жителей города храм был возвращен Церкви.
Начало реставрации
С 2016 года в храмах монастырского комплекса БФ Московской епархии начались масштабные реставрационные работы. Снесли советские пристройки, которые, находясь в аварийном состоянии, разрушали и здание храма. Воссоздали ротонду и трапезную часть Никитского храма, колокольню. Благоустроили территорию площадью около 1 га. К июню 2018 года работы были практически завершены.
Новая жизнь
24 июня 2018 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Чин Великого освящения Преображенского собора и Никитского храма. А 22 июля 2018 года, патриарх Кирилл провел службу в Преображенском соборе. Теперь Никитская и Преображенская церкви - излюбленное место посещения жителей и гостей Каширы.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Троицкая церковь в Озёрах
Троицкая церковь – пожалуй, самое красивое и заметное сооружение в городе Озёры. Храм возвышается на 35 метров. Такая величина присуща, скорее, собору. В некоторых документах он так и называется – cобор Святой Троицы.
Строительство церкви
В прежние времена храм был поистине грандиозным сооружением для города. Он был построен в 1851 году на средства местных фабрикантов-текстильщиков Моргунова и Щербакова, и первоначально именовался Введенским. Как повествуется в архивах, на его освящение прибыл митрополит Московский и Коломенский Филарет.
Расширение церкви
К началу 70-х годов XIX века Озёры стали торгово- промышленным селом с четырьмя мануфактурными фабриками. Введенская церковь стала тесна. Настоятель, священник Николай Никольский, решил её расширить и перестроить. Введенская церковь была обращена в трапезную с двумя приделами, к которой пристроили новый просторный храм.
Новый храм
Храм стал трёхпрестольным. Была построена и высокая колокольня взамен прежней. Старожилы рассказывают, что звон колоколов был слышен даже в Коломенском и Каширском районах, и неудивительно – ведь самый большой колокол весил 1030 пудов, или 16,5 тонн! Работы по расширению церкви продлились с 1875 по 1878 год.
Советские годы
В декабре 1929 года храм был закрыт, настоятель арестован и репрессирован, колокола отправлены в переплавку, оставшиеся в храме иконы — сожжены. Колокольню и трапезную взорвали, чтобы получить кирпич для постройки клуба. Но наши предки строить умели – кирпичи в обломках от колокольни были спаяны намертво.
Теперь церковь служила совсем для других целей
В храме расположили клуб. Лики святых на стенах замазали белой краской. В алтаре устроили сцену для лекций, спектаклей и торжественного приёма детей в пионеры. В храме устраивали танцы и крутили кино.В 1937 году в здании храма расположились «Заготзерно» и пожарная дружина. Церковная ограда разрушилась, от хранения зерна в церкви испортился пол.
Торжественное открытие
18 июля 1946 года церковь была торжественно открыта вновь и освящена во имя Святой Троицы. Тогда же был сооружён западный притвор с крыльцом, сделан иконостас, выложены полы из метлахской плитки, обновлена настенная живопись.
Этими работами занимался протоиерей Анатолий Смирнов. Он вновь построил сторожку, восстановил церковную ограду, посадил молодые деревца.


Церковь в конце XX века
С 1993 года при храме открылась воскресная школа. В 1995 году на месте разрушенной колокольни была построена деревянная звонница и установлены новые колокола. Летом 1999 года в Троицкой церкви началась промывка настенных росписей. Постепенно был сделан полный внутренний ремонт алтаря с восстановлением живописи и реставрацией некоторых предметов церковной утвари.
Возвращение к истокам
В 2011 году было решено вернуть Троицкому храму его прежний величественный облик. Начались подготовительные работы для возведения колокольни высотой 41 м и трапезной части с двумя приделами. С 2013 года в Троицком храме проведены масштабные ремонтные и благоустроительные работы. Постепенно храму возвращается облик 19 века.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Знаменский храм, с.Старая Кашира
Вплоть до XVII века он носил название «Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Заречье» Свое название храм получил в тот период, когда простое обширное поселение со временем стало городом, в котором были построены 14 красивых деревянных храмов. Этот храм расположился за рекой Каширкой и получил название «храм в Заречье».
Кто построил храм?
Сохранившееся до наших дней здание храма было построено в 1816 г. тщанием помещицы Елизаветы Федоровны Ильиной. На территории храма сохранилось её надгробие из белого камня, на одной из его граней высечена надпись: «Создательница Храма сего Елизавета Федоровна Ильина. Скончалась 25 августа 1849 года».
Каменный храм
В 1916 г. здание было каменным, с каменной колокольней в одной связи, крыта железом. Престолов в ней три. Храму принадлежала усадебная земля вместе с церковным погостом. На территории храма было два дома для священнослужителей и церковнослужителей. К храму была приписана деревянная часовня, находящаяся в самом селе Старая Кашира.
Священнослужители
Чертежи храма, сведения об архитектурных особенностях, его росписях до нашего времени не сохранились. В 1914 году настоятелем храма был 26 летний священник Сергей Сергеевич Смирнов, а с апреля по декабрь 1937 года в храме совершал свое служение священник Федор (Грудаков), ныне прославленный Церковью в лике Новомучеников и исповедников Российских.
Советское время
В годы гонений храм был сильно разорен и разрушен вплоть до оконных пролетов. Старожилы до сих пор вспоминают, как более 30 лет назад здесь еще стояли золотые кресты, которые пропали за одну ночь. Утварь и старинные книги, находившаяся в храме частично сохранилась на руках у жителей и на соседнем приходе Тихвинского храма с. Среднее.
Восстановление храма
Возрождение храма началось при участии коллектива Ступинских предпринимателей. Был сделан комплекс работ по восстановлению храма, были восстановлены стены, своды, колокольня храма, в которой в настоящее время недостает стены с восточной стороны, и нет крыши. Частично восстановлена ограда храма.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Преображенский храм села Стародуб
Первая деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца была построена здесь еще в 1575 г. Деревянный храм перестраивался затем еще несколько раз, а в 1826 г. по инициативе помещицы Александры Ильиничны Нефедьевой началось строительство существующего ныне каменного храма в честь Преображения Господня.
Общая информация
Храм, построенный в модном тогда стиле ампир, расположился на берегу живописного рукотворного пруда. В красивой по силуэту композиции храма ощущается безупречное построение архитектурных форм. Освящен он был в 1830 г. Помимо главного Преображенского придела, храм имеет еще малых: в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и во имя Николая Чудотворца.
Владельцы храма
История церкви и усадьбы Стародуб неразрывно связана с именами ее владельцев – помещичьей семьи Аладьиных, княгини А.А.Борятинской, барской семьи Нефедьевых и последних владельцев усадьбы Тургеневых.
Сельский ансамбль
При Аладьиных был устроен рукотворный пруд, для чего был выкопан небольшой овраг, который затем перегородили плотиной и наполнили водой. Избы стояли на одном его берегу, а церковь - на другом. Вместе они организовывали единый сельский ансамбль, который в XVIII веке дополнили две липовых аллеи.
Н.И. Тургенев
После смерти Александры Ильиничны новым владельцем села Стародуб становится ее двоюродный брат, известный декабрист Николай Иванович Тургенев. Отпустив крестьян на волю и отдав им большую часть земли, он построил для них больницу, богадельню и здание школы, которое и сегодня можно видеть близ церкви.
Советское время
В 30-х годах 20-го столетия храм был закрыт и разорен. В нем устроили склад местных колхозов и совхозов. Не сохранились ни настенная храмовая роспись, ни резные трехъярусные иконостасы, ни богатое внутреннее убранство церкви. Во время Великой Отечественной Войны от попадания снаряда сильно пострадала колокольня храма, а апсида была разрушена ударом молнии.
Восстановление храма
В начале 90-х годов храм в аварийном состоянии был передан общине верующих. Была положена новая кровля, настелен деревянный пол в трапезной части, поставлены новые двери и окна, обеспечено электрическое отопление храма. Оштукатурены и покрашены стены фасада. Установлены колокола. Богослужения в храме возобновились
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Приход села Бояркино
Самое старое документальное свидетельство, содержащее описание храма в селе Бояркино, относится ко второй половине XVI столетия. Это Писцовая книга 1577–1578 годов. Село тогда относилось к Большому Микулинскому стану. О нем сообщалось, что оно стоит в верховье речки Коломенки, что есть в нем Спасо-Преображенский храм, возведенный из дерева.
Храм в XVIII веке
Согласно клировым ведомостям, в 1774 году в Бояркино «тщанием горожан» был построен деревянный трехпрестольный храм. Называвшаяся «главной церковью в трапезе», Спасо-Преображенская была холодной. Колокольни при церкви не было – звонница была устроена на столбах, к которым были подвешены колокола. В храме служили два священника, два дьякона и два пономаря.
Строительство нового храма
Осенью 1881 года на имя высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, было подано прошение, в котором говорилось, что старый деревянный Преображенский храм пришел в крайнюю ветхость, и что прихожане готовы финансировать и направлять строительство на сооружение нового каменного храма с тремя приделами.
Благотворители
Выходец из Холмов Василий Сидоров хоть и писался крестьянином, на деле же был крупным виноторговцем, проживавшим в столице. Он тратил немалые деньги на добрые дела. Помещица села Бояркино Прасковья Данилова пожертвовала из собственных дач десятину земли для производства кирпича и половину десятины для склада материалов, необходимых для построения храма.
Завершение строительства
Построение храма заняло четыре года, и только 8 ноября 1886 года он был освящен. Церемония освящения совершалась с большой пышностью и торжественностью, превратившись в главное событие жизни села на многие годы. Новый каменный храм в селе Бояркино по красоте архитектуры и благолепию украшения ставили в один ряд не просто с городскими церквями «а и с иными столичными».
Визит высоких гостей
В 30-х годах 20-го столетия храм был закрыт и разорен. В нем устроили склад местных колхозов и совхозов. Не сохранились ни настенная храмовая роспись, ни резные трехъярусные иконостасы, ни богатое внутреннее убранство церкви. Во время Великой Отечественной Войны от попадания снаряда сильно пострадала колокольня храма, а апсида была разрушена ударом молнии.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Скорбященский храм с. Куртино
Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.
Усадьба Павла Скавронского Куртино расположена на пологом склоне, ведущем к прудам на реке Бунчихе. Из ее строений сохранилась каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», освященная в 1794 г., с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и мученика Иоанна Воина. В советское время храм был закрыт и находится в руинированном состоянии.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right

Христо-Рождественский храм село Каменищи
Древнее с. Каменищево на р. Сушке известно с XVII в. Уже в документах 1627 г. упоминается стоявший в нём деревянный храм Рождества Христова. В 1646 г. в селе было 7 крестьянских дворов, а церковь стояла без пения, то есть не совершались богослужения по причине отсутствия священника.
Каменная церковь
Деревянные церкви сменяли одна другую до конца XIX в., когда был построен ныне существующий каменный храм. Закрытый в советское время, он утратил венчавшие его главы. Храм был передан Православной Церкви в руинированном состоянии.
В настоящее время реставрируется.
Нажмите, чтобы загрузить фотографию. На ней появиться знак "Я видел!" и поделитесь ею в соцсетях.
Left
Right